Капитель колонны гнесиной. Виды капителей и самостоятельный монтаж на пилястрах. Капитель в архитектурных ордерах

(лат. Capitellium - головка) - верхняя часть колонны, пилона, пилястры, венчающая ее ствол и являющаяся главным звеном опоры, так как непосредственно принимает на себя тяжесть балок. Капитель делится по вертикали на три части: верхнюю, называемую абаком; среднюю, называемую эхином; и нижнюю, называемую шейкой или страгалом. Кроме того, всесторонняя дорийская капитель состоит из прямых линий. Двусторонняя ионийская капитель име-ет два элемента: полоску яйцевидного орнамента и две волюты, закручивающиеся спиралями с обеих сторон капители. Изобретение коринфской капители легенды связывают со скульптором Каллимахом (вторая половина V в.), использовавшем зубчатые листья аканта или репейника. Ядро капители имеет форму чаши или кор-зины, обвитой акантовыми листьями. Всесторонняя коринфская капитель плавно переходит от круглой колонны к прямоугольной абаке. В тосканском ордере, заимствованном у этрусков, используется композитная капитель, в которой сочетаются ионийские волюты с коринфскими листьями аканта.

caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке , обычно имеющей квадратную форму.

Капитель в архитектурных ордерах

Используется во многих архитектурных стилях, начиная с древнего Египта и античности . Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.

Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель (1 на рисунке) - простая круглая подушка-эхин ; у ионической капители (2) - на эхине вылеплены два завитка-волюты ; коринфская капитель (3) представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов . Композитная капитель является синтезом ионической и коринфской.

Капитель в современном строительстве

В современной архитектуре капителью также называется деталь монолитного, сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на тело колонны и предназначенная для восприятия приопорных моментов от вышележащего перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

См. также

Напишите отзыв о статье "Капитель"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капитель

Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.

Название "капитель" происходит от латинского "голова, вершина" , что соответствует действительному расположению этой детали. Капители были не просто украшением колонны, но и принимали на себя вес балок или перекрытий, что увеличивало прочность конструкции в целом.

Капитель состоит из:

  • эхина - круглой подушки профиля,
  • абаки - верхней квадратной плиты.

Появившись в глубокой древности, колонные ордера сформировались в стили, которые в свою очередь дали основу для развития современных особенностей внешнего вида капителей и прочих деталей колонны.

Несомненная классика - греческие ордеры, среди которых:

  • тосканный,
  • дорический,
  • ионический,
  • коринфский.

Дорический ордер отличается от прочих простотой и лаконичностью, как правило, дорические капители состоят из двух частей - округлого эхина и прямоугольной абаки.

Ионическая капитель имела специфические завитки декора по сторонам - волюты, а также ее особенностью была полоска с орнаментом - киматием. Рельефный орнамент - характерный признак ионической капители, как и завитки. Этот ордер воплощает изящность и утонченность, легкость форм.



Яркая черта коринфского ордера - капитель в виде плодовой или цветочной корзины. Растительный орнамент повторял черты листьев репейника и аканта, причем не только с лицевой стороны, что можно считать признаком коринфского ордера. Мы не преувеличим, если скажем о том, что этот ордер - самый яркий и пышно украшенный.

Тосканный - древнеримский вариант греческого доринского ордера. Особенность капителей тосканного ордера - массивность, визуальная тяжесть элементов, минимум декора.



Римляне также создали и композитный ордер, взяв за основу черты ионического и коринфского. На коринфской капители появились волюты ордера ионического, а также дополнительные скульптурные детали.




Византийская капитель характеризуется четкими гранями, цельностью, небольшими размерами. С точки зрения эстетики и технологии византийские капители не имеют аналогов. В Византии считалось, что сотворить капитель – как родить произведение искусства. Именно поэтому византийские капители отличатся особенной роскошью.

Готическая капитель возводилась, как правило, на территории Западной Европы в Средние века. Готическую капитель легко узнать – её верхняя часть украшена округлыми узорами и листьями. Общий тандем напоминает природную форму, на которой разместились декоративные растения.



Современные капители

Современное архитектурное искусство ни в коем случае не отрицает классические колонны с выразительными капителями и надежными базами. Роскошные особняки украшаются аристократичными колоннами, чем подчеркивается вкус и статус обитателей дома.


Современные архитекторы и дизайнеры часто внедряю такой элемент, как капитель, при строительстве домов и проектировании интерьеров для них. Капители обычно украшают помещения и фасады, где есть колонны. Но встречаются и более интересные воплощения – например, осветительные приборы в форме капителей. В таком случае они выполняют исключительно эстетическую миссию, придавая интерьеру нотку величественности и роскоши.

Капитель, капители, капители, капителей, капители, капителям, капитель, капители, капителью, капителями, капители, капителях Грамматический словарь Зализняка

  • Капитель - (архитект. термин) - верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях. Подробности см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • капитель - орф. капитель, -и (архит.) Орфографический словарь Лопатина
  • капитель - капите́ль "верхушка колонны" [архитект.], впервые в эпоху Петра I; см. Смирнов 133. Из нем. Kapitell или ит. сарitеllо от лат. capitellum "головка" (Клюге-Гётце 283). Этимологический словарь Макса Фасмера
  • капитель - КАПИТ’ЕЛЬ, капители, ·жен. (·лат. capitellum). 1. Верхняя часть колонны, служащая непосредственным переходом к покрытию (архит.). 2. только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (·тип.). Толковый словарь Ушакова
  • капитель - КАПИТЕЛЬ [тэ], и, ж. (спец.). Венчающая часть колонны, столба или пилястры. | прил. капительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • капитель - КАПИТЕЛЬ, см. капитал. Также см. капитал Толковый словарь Даля
  • капитель - Капители, ж. [латин. capitellum]. 1. Верхняя часть колонны, служащая непосредственным переходом к покрытию. (архит.). 2. только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (тип.). Большой словарь иностранных слов
  • Капитель - (лат. capitellum – головка) – венчающая часть колонны, столба или пилястры. Словарь по культурологии
  • КАПИТЕЛЬ - КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum - головка) - венчающая часть колонны, столба или пилястры. Большой энциклопедический словарь
  • Капитель - (от позднелат. capitellum - головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны (См. Большая советская энциклопедия
  • капитель - -и, ж. архит. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственным переходом к покрытию. [От лат. capitellum - головка] Малый академический словарь
  • капитель - капитель I ж. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственно переходом к покрытию (в архитектуре). II ж. Шрифт, буквы которого имеют начертание прописных, а размеры - строчных (в полиграфии). Толковый словарь Ефремовой
  • капитель - КАПИТЕЛЬ -и; ж. [от лат. capitellum - головка] 1. Архит. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственным переходом к покрытию. 2. Спец. Печатные буквы с начертанием заглавных, по величине строчных. Текст набран капителью. Толковый словарь Кузнецова
  • капитель - сущ., кол-во синонимов: 3 буква 103 переклад 5 шрифт 38 Словарь синонимов русского языка

  • Хотите нечто подобное? Звоните обсудим… Девяткин Александр — скульптор

    Колонна из бетона. Изготовление на заказ

    Конструктивно, предлагаемые колонны, могут быть из двух половинок соединённых горизонтальным швом. Либо из сегментов, где руст (ствол колонны) скрепляется горизонтально, наставленными друг на друга сегментами. В первоначальном виде их делают из гипса. Потом формуют для изготовления архитектурных деталей из любого материала.

    из сегментов выглядят массивно и внушительно. А также могут иметь абсолютно любую высоту.

    Руст колонны может быть с каннелюрами (продольными резными желобками), гладким (без швов), или с рельефным орнаментом.

    Колонны так же могут быть исполнены под или изготовлены банально из или . В руках мастера вы можете не отличить от натурального мрамора. В принципе, такие колонны, можно также назвать декоративными колоннами.

    Подробнее о колоннах, а так же к какому ордеру они принадлежат можно узнать скользя вниз по странице.

    Капители

    Капители (верхние завершения колонн) могут быть вылеплены по желанию заказчика и по предлагаемым эскизам. Классические капители бывают в дорическом (простые в орнаментах), ионическом (сложнее) или коринфском (сложные) ордерах. Ажурные капители выполняется с наборными отдельно листьями и выглядит воздушно. Большие капители, выполненные в полимер бетоне, конструктивно легкие и прочные. Создают меньше сложностей с монтажом. О полимербетоне вы можете узнать на странице «Лепнина полимербетон».
    Капители так же как и колонны, могут быть исполнены под искусственный (оселковый) мрамор.

    ГРЕЧЕСКИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

    Название дорического ордера происходит от наименования дорийских племен, вторгшихся в Эгейский мир с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. и поло¬живших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились, в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер .

    Каменные ордерные постройки как целостные и художественно выверенные композиции, обобщившие строительные традиции и образы деревянной архитектуры, появляются в начале VI в. до н.э. Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неокрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога.

    Дорический ордер скуп в применении декора , он сам является основным выразительным элементом строения - в той же степени, что и конструктивным.

    Особенности греческого дорического ордера

    В дорическом ордере колонны лишены базы, они устанавливаются непосредственно на стилобат. Дорические колонны достаточно массивны: в первоначальных каменных постройках отношение их диаметра к высоте колебалось около 1:4,5-1:5. В дальнейшем пропорцияколонны становились бо¬лее легкими, в величайших произведениях греческой архитектуры соотношение составляет 1:5,48 как в ордере Парфенона и Пропилеев, но никогда не достигает изящества ионического ордера. Стволколонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола, визуальная «припухлость» колонныв этой части называется энтазис.

    Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра - французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 20.

    Капитель (от позднелатинского - головка) - венчающая часть колонны или пилястры, на которую визуально опираются расположенные выше несомые элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки.

    Абака (по-гречески - стол) - квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера.

    Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) - круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками - ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти.

    ГРЕЧЕСКИЙ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

    Название ионического ордера происходит от родственных дорянам ионийских племен, заселивших материковую Грецию. Ионический ордер складывается позже дорического. Хронологически более ранний, так называемый мало-азийский вариант в своем первоначальном виде (без фриза) появляется в середине VI в. до н.э.

    Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах. Дальнейшее развитие аттического ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер).

    В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным - такие произведения либо принадлежат эпохе эллинизма, либо вообще являются римской копией (репликой) греческих произведений.

    Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

    Особенности ионического ордера

    Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский ионический ордер, первоначально сложившийся без фриза. Аттический вариант появился позднее как модификация первоначального, малоазийского. Естественно, что у обоих вариантов есть много общих черт, объединяющих их в единую ордерную систему. Основанием ионического храма, так же как и дорического, служил стереобат. Чаще всего он имел три ступени, но иногда делался более высоким многоступенчатым, а в отдельных случаях мог иметь ступени только со стороны главного фасада, при этом с трех остальных сторон основание ограждалось вертикальными стенками. Такое основание получило распространение в римской архитектуре (поэтому оно называется латинским словом подий, что в переводе означает высокое основание).

    Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база (т.е. основание - французское слово, восходящее к греческому первоисточнику), ствол, капитель.

    База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту - плинт (что и означает по-гречески плита), который не считается обязательным элементом. База и в малоазийском, и в аттическом вариантах состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам.

    Вогнутые элементы - скоции (что по-гречески означает «темнота») - обычно оставались гладкими. Образно база изображает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. За счет различного композиционного соподчинения скоций и торусов и за счет различных переходов от одного элемента к другому зодчие в Аттике и Малой Азии создавали очень различные по характеру базы, которые совершенно по-разному выражали тектонику работы основания колонны.

    Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (например, 1:9,52 в портике восточного фасада Эрехтейона). Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере, энтазис либо отсутствует, либо выражен очень слабо. Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических.

    В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, вплотную приблизившись к предельным конструктивным возможностям материала. Так, в храме Геры Самосской, например, интерколумний достигал 8,47 м - для древности это очень значительный пролет.

    Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители, встречается в значительном количестве вариантов. Капительсостоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку.

    Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски - завиток) и эхином. Волюты, называемые иногда завитками подушки, выглядят действительно как завитки со стороны фасада, по боковым же сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры (итальянский термин). Своим видом балюстры напоминают свиток.

    Эхин располагается под подушкой и между волютами, он как бы выходит из-под волют. Получается, что эхин в ионической капителипредставлен только на главном фасаде и лишь некоторой своей частью. Эхин и абака ионической капители чаще всего украшены богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики (греческий термин), иначе называемые овы, представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками, например, в четвертных валах антаблемента.

    В орнаментах, украшающих эхины ионических капителей, между овами присутствуют только стрелки. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей ордера. Начиная со второй половины V в. до н.э., впервые в Афинах, а затем повсеместно, начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повернута и располагается под углом 45° к обоим фасадам.

    Особенности коринфского ордера

    Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами.

    Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими. Альберти в вопросе об этом ордере следовал мнению Витрувия, но Серлио обратил внимание на замечательные и совершенно самостоятельные ордерные композиции памятников Рима. Особенно он выделял ордер Пантеона, который стал прототипом коринфского ордера и для Виньолы.

    Коринфский ордер существовал в двух разновидностях. Более ранняя из них, характерная для эпохи республики, называется итало-коринфской. Древние и ренессансные авторы не отделяли итало-коринфский ордер от римско-коринфского, получившего распространение в период Империи.

    База итало-коринфского ордера сходна с аттической базой ионического ордера . Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту, не имела полочки под верхним валом, а скоция была сведена к двум почти пря¬мым линиям, пересекающимся под углом. Для предотвращения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на подий лишь своей серединой, соответствующей диаметру колонны. По краю базы оставлялся круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку. Каннелюры не имеют закруглений на концах вверху и внизу колонны, они обрезаны по горизонтальной линии.

    Особенно выразительным и запоминающимся элементом в итало-коринфском ордере является капитель. Она была разработана и выполнялась в мягком туфе, а не в мраморе, как римско-коринфская, и, соответственно, не достигла такого совершенства, тонкости проработки, зато отличалась пышностью и исключительной сочностью форм. В этих капителях геометрический характер волют подчеркивался живостью и реалистичностью листьев аканта, которые были к тому же сильно загнуты, что отличает итало-коринфскую капитель от греческих образцов.

    Ряды акантовых листьев практически равны по высоте, они образуют как бы двойную корону. Листья «растут» непосредственно от шейки капители - от этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и волютой помещался маленький листок аканта.

    Особой отличительной и запоминающейся чертой данной капители служит громадный шести лепестковый цветок, прикрывающий середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки. Высота цветка составляет почти половину высоты всей капители. Антаблемент итало-коринфского ордера в большей степени, чем другие его элементы, носит следы эллинистического влияния, которое сказывается в простоте и конструктивной четкости построения. Выносная плита сильно выступает за плоскость фриза, поддерживающая часть плиты не развита (она состоит из полочки и выкружки), так что тектонический смысл конструкции ясен с первого взгляда. Венчающий гусек большой, его вогнутая часть значительнее выпуклой.

    Профилировка карниза исходит, в основном, из геометрических построений. Простота и четкость обломов хорошо контрастирует с великолепными, нарядными капителями, а также с богатством скульптурного фриза. Итало-коринфский ордер господствовал по всей Италии до середины I в. до н.э., когда вместе с переходом к мрамору он уступил место римско-коринфскому.

    Первыми образцами, из которых родился римско-коринфский ордер, были храм Весты на Бычьем рынке и Кастора и Поллукса в Коре. Капитель классического коринфского ордера разделяется условно на три яруса - два яруса завитков аканта и верхний ярус волют. Цветок в этой капители небольшой, он точно укладывается в высоте абаки. Листы аканта гораздо более стилизованы, чем в итало-коринфском ордере. Фасции архитрава часто получают дополнительные орнаментальные украшения. В антаблементе получили развитие элементы, поддерживающие выносную плиту; иногда они настолько пышны, что плита теряет свой тектонический смысл.

    Антаблемент может быть двух типов: модульонный и на зубчиках. Эти типы разработал Серлио, основываясь на трактате Витрувия. В качестве модульонного типа Серлио приводит ордер портика Пантеона. Образцами коринфского ордера с антаблементом на зубчиках служит обычно храм Кастора и Поллукса в Риме. В целом римско-коринфский ордер превосходил по пышности и итало-коринфский, и ионический ордера в эпоху Империи ему постепенно начинают отдавать предпочтение.

    Последний из канонических ордеров - сложный, или композитный. Для Витрувия такой ордерной системы не существовало, он лишь констатировал, что были «и другие виды капителей, воздвигавшихся на тех же колоннах и носящих различные названия». Альберти оставил подробное описание сложной капители, представляющей сочетание ионической и коринфской вместе взятых. Самый ранний канон сложного ордера создал Серлио, основываясь на постулате Витрувия о возможности его построения в закономерностях любого ордера (Серлио отдал предпочтение закономерностям коринфского). На этих основах уже базировался Виньола, который оставил любопытное соображение по поводу происхождения композитной капители: «древние римляне… создали эту композицию, чтобы сочетать воедино как можно больше красоты».

    К разряду сложных Виньола относил вообще всякие капители, не подчиняющиеся каноническим построениям и правилам. В составе композитного ордера, начиная с I в. н.э., появляются капители, в которых волюты заменяются фигурами реальных или мифических животных и птиц. Такие капители в чем-то были характерны для Рима, т.к. удовлетворяли главным требованиям - пышности и декоративности форм. Однако они не стали доминирующими в архитектуре Римской империи, а только наметили то направление в развитии зодчества, которое получило свое наивысшее воплощение в романской архитектуре средневековой Европы.