Каркас панье. Панье. Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс

Или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке . В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein - «рыбья кость, китовый ус»)

История появления и распространения

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

В конце гг. панье выходят из моды, их заменяют фокю́ (фр. faux-cul ) - маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади (см. Турнюр). Силуэт, который приобретала женская фигура благодаря этим подушечкам, ехидные современники окрестили cul de Paris - «парижский зад». К концу

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

В конце 1780-х годов панье выходят из моды, их заменяют фокю́ (фр. faux-cul ) - маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади (см. Турнюр). Силуэт, который приобретала женская фигура благодаря этим подушечкам, ехидные современники окрестили cul de Paris - «парижский зад». К концу XVIII-началу XIX веков пышные юбки совершенно выходят из моды, уступив место строгим ниспадающим драпировкам стиля ампир .

Мода на «античность » продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу 1820-х годов. 1830-1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо . Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина , которые окончательно вышли из повседневной моды лишь к началу XX века. К тому времени пышность кринолинов была сведена к минимуму.

Литература

  • М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Т.III-IV. М.-СПб.-2001.
  • Р. М. Кирсанова . Панье // Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой , В. Д. Синюкова . - М. : Большая Российская энциклопедия , 1995. - С. 198. - 383 с.: ил. с. - 50 000 экз. -

В новых коллекциях дизайнеры создают объемные формы платьев с помощью каркасов, некогда являвшимся обязательным атрибутом наряда европейской светской леди XVIII века, но утративший всякий смысл в наши дни. К чему может привести этот микро-тренд сегодня, наблюдает Аденься.ру.

Каркас-панье в истории

В эпоху рококо пышную форму юбок создавали каркасы-панье (слово «panier» в переводе с французского означает «корзина»), сплетенные из ивовых и стальных прутьев или из настоящих пластин китового уса. В России каркасные обручи носили немецкое название фижма. Современной женщине трудно представить, как такую тяжелую и жесткую конструкцию можно носить целый день под юбкой, но лет 200 назад модницы были готовы терпеть любые мучения ради красивого изгиба талии и бедер.

Каркасные формы сегодня

Похоже, дизайнеры решили вспомнить былую пышность юбок, но подошли к этому очень креативно и изобретательно.

Сара Бёртон прибавила бёдрам значительный объем за счет использования круглого каркаса из пластика. Такой своеобразный каркас-панье дизайнер предложила носить поверх обтягивающей бедра юбки-годе.

Красивая и сложная форма была представлена в кутюрной коллекции Жана-Поля Готье этого сезона. Золотые металлические завитки составили сложный каркас архитектурного боди, надетого на обнаженное тело.


Jean Paul Gaultier от-кутюр осень-зима 2012/13

Авангардный японский дизайнер Кунихико Моринага (бренд Anrealage) использует каркас в качестве яркого эпатажного элемента. Хитро сплетенные каркасные конструкции создают неестественные очертания рукавов, лифов, юбок и шляпок.

Каркасные формы представлены и в коллекции токийской марки Alice Auaa, в данном случае каркас-панье сыграл роль карниза для юбки в виде штор.

На первый взгляд может оказаться, что подобные игры с объемами не более, чем эпатаж, созданный для зрелищности, но у этого направления есть интересное продолжение. Любая авангардная идея может быть адаптирована к повседневной носке путем стилизации.

Так, неприемлемые в современной жизни объемные каркасные конструкции могут быть преобразованы в такие плоские и вполне носибельные поясные и плечевые изделия, как, например, у Thakoon, в коллекции которого каркас изображен в виде декоративных линий, визуально расширяющих бедра. Или, как у Тома Брауна, представившего мягкие каркасные формы из ткани в виде концепта, который вполне может быть преобразован в реальную юбку для улицы .


Thom Browne осень-зима 2012/13

Наглядный пример превращения гротескной авангардной формы в нечто более простое и универсальное представлен в той же коллекции японца Кунихико Моринага, где из неудобных пластиковых каркасов «рождаются» сетчатые юбки и пальто, выглядящие как «скелет» или «костяк» одежды из-за воздушных пустот между полосками ткани, но при этом совсем не препятствующие естественным движениям тела.

Anrealage весна-лето 2013

Панье́ (от франц. panier - «корзина») – популярная в XVIII веке конструкция из обтянутых полотном обручей, предназначенная для придания женской пышной формы. Каркас изготавливался из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к при помощи пуговиц. Конструкция имела небольшой вес, за счет чего юбка колебалась при ходьбе, открывая . Панье появилось в Англии в начале 1710-х. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань скрыла дефект фигуры благодаря платью с панье, после чего мода на него быстро распространилась по всей Европе. В России панье называли фижмами (от немецкого слова «fischbein» — «китовый ус»). До 1730-х годов в моде были круглые конструкции. В 1740-е годы появились «панье с локотками», делавшие юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Во второй половине XVIII века цельная конструкция разделилась на две части, которые соединялись тесьмой на талии. В 1780-е годы панье вышли из моды.

И в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein - «рыбья кость, китовый ус»)

История появления и распространения

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

Мода на «античность » продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу -х. -1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо . Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина , которые окончательно вышли из повседневной моды лишь к началу XX века . К тому времени пышность кринолинов была сведена к минимуму.

Напишите отзыв о статье "Панье"

Литература

  • М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Т.III-IV. М.-СПб.-2001.

Отрывок, характеризующий Панье

– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.