Лаки, масла и разбавители для масляной живописи. Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи Даммарный лак состав

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.
Лак мастичный. 30-процентный раствор смолы мастики в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи. Имеет свойство немного желтеть со временем. Придает работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Лак даммарный . 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.
Лак копаловый представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.
Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый лак

Лаки покрывные

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи
Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.
Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.
Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном.
Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

Покрытие картин лаком

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.
Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.
Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°. Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1: 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше. Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), что дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.
При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте. Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух, и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины. После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке. Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины. После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.
При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки. Для чего применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков.

В масляной живописи, художники чаще всего разбавляют краски, так называемыми, «двойниками» или «тройниками». Но, прежде чем понять что они из себя представляют, необходимо узнать подробнее про живописные лаки, масла и разбавители.

Лаки для масляной живописи: лаки живописные и лаки покрывные.

Живописные лаки применяются как добавка для художественных масляных красок и представляют собой растворы смол в пинене. Мастичный лак изготавливается из смолы мастикс и может использоваться не только как добавка для красок, но и как ретушный лак для протирки красочных слоёв, а также и как покрывной. Даммарный лак — это раствор смолы даммара в пинене с добавкой спирта. Даммарный лак может использоваться и как разбавитель для красок и как покрывной лак. Даммара имеет как плюсы так и минусы. Основным недостатком является мутнение лака при длительном хранении. Однако, в сравнении с мастичным лаком, даммара меньше желтеет при старении, чем мастикс. Копаловый лак является смесью копаловой смолы, льняного масла и пинена. Лак используется как добавка к краскам, однако его цвет — тёмный, что может сказываться на красочной смеси. Пихтовый лак — прозрачный на вид и имеет приятный пихтовый аромат. Используется как добавка к краскам.

Покрывные лаки служат для покрытия масляной живописи в целях её защиты, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска. Когда краски теряют своё звучание, или жухнут, или становятся матовыми от избытка разбавителя, то лаковое покрытие исправляет ситуацию. Но лак используется не только для исправления ошибок или защиты красочного слоя при длительном хранении живописи. Лак может просто усилить звучание красок, сделать цвета более насыщенными. Поэтому его применение не ограничивается одной причиной. Сегодня на рынке представлены различные лаки. Но основными и традиционными можно назвать следующие. Фисташковый лак. Он обладает важным достоинством — его плёнка практически бесцветна. Такая прозрачность делает его незаменимым для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Ретушный лак — изготавливается из мастичной смолы, растворителей и акрила. Применяется ретушный лак в многослойной живописи, но не только. Лак относительно жидкий, поэтому хорошо проникает в красочный слой и, таким образом, предотвращает пожухание красок. Им можно просто прокрывать слои краски для большей их насыщенности. Также ретушный лак увеличивает прочность красочного слоя. Акриловый лак состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его плёнка бесцветна и эластична.

Масла для масляной живописи.

Самым распространённым маслом для живописи является льняное масло . Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Однако, некоторые художники предпочитают писать на подсолнечном масле . Есть мнение, что со временем оно меньше желтеет. Сам я пишу на рафинированном подсолнечном масле. Результат меня более чем устраивает. Кроме льняного и подсолнечного масел, конечно, существуют и другие масла, например ореховое или хлопковое . Но они используются редко. К тому же, нужно быть внимательным, потому что некоторые виды масел плохо сохнут или не сохнут вообще. К примеру — оливковое масло. Оно не подходит для живописи, так как не способно полностью высыхать и оставляет живопись липкой.

Масла для живописи осветляют, выдерживая в ультрафиолетовом свете. Такую процедуру можно проделать и в домашних условиях. Масло ставят на солнце и выдерживают длительное время. Это удаляет из них желтизну и они становятся более прозрачными. Также выпускается ещё и уплотнённое масло для живописи. В советское время его производили под №1 и №2. Такое масло полимеризуют во время нагревания без доступа воздуха. Оно становится более плотным, и поэтому быстрее высыхает. Вообще, среднее время высыхания обычного подсолнечного масла составляет около одной недели. В некоторых источниках пишется, что полное отвердение масляной плёнки происходит только после 12 месяцев. Льняное масло высыхает в среднем за 5 — 6 дней. При благоприятных условиях оно может высохнуть и за три дня. Но здесь подразумевается высыхание до отсутствия отлипа, т. е. краска перестаёт липнуть.

Разбавители для художественных масляных красок.

В живописи применяют растворители, которые выпускали в советской промышленности под № 1, № 2, № 4. Но их суть со временем не изменилась.
Разбавитель № 1 представляет собой смесь живичного скипидара и уайт-спирита. Применяется он в менее ответственных работах, например в эскизах. Разбавитель № 2 по-сути является уайт-спиритом и используется для мытья кистей. Разбавитель № 4 или пинен. Это фракция живичного скипидара. Он считается лучшим разбавителем и применяется в ответственных живописных работах.

Ну а теперь, можно вернуться к тому, с чего я начал эту статью — к «двойникам» и «тройникам» в живописи. «Двойник» — это смесь пинена и масла (или лака). «Тройник» — это смесь и пинена, и масла, и лака. В зависимости от задачи можно пользоваться и тем, и другим. Разбавитель пинен — растворяет краску. Масло восполняет недостаток связующего в пигменте красок, при разбавлении растворителем. Лак — делает красочный слой более «плотным» и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалёвке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Если необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Чаще всего художниками испульзуется смесь разбавителя и масла. Такая смесь универсальна, она подходит для большинства задач в масляной живописи.

Перед тем как начать.

Никогда не наносите заключительную лакировку на картину до полного высыхания масляной живописи. Чтобы высохнуть, масляной живописи требуется где-то от 6 до 12 месяцев (или дольше), в зависимости от того, как толсто нанесена краска на холст. Если вы хотите сделать временную лакировку, пока картина основательно не просохла, используйте ретушный лак.

Если на вашем оригинале масляной живописи есть большие просевшие, тусклые и плоские участки, вы, возможно, захотите пройтись маслом по этим местам на картине, что бы их переписать до того, как сделать заключительную лакировку. Лакировка, конечно, выровняет поверхность готовой работы, но если на нелакированной картине есть одновременно места с повышенным блеском и просевшие, в зависимости от того, какие пигменты и растворители использовались, тогда после заключительной лакировки вы можете получить неожиданный результат. В этом случае рекомендуется пройтись маслом по местам, которые нужно переписать. Если вы решите сделать это, то нужно подождать дополнительно 6 месяцев перед тем как сделать заключительную лакировку, поэтому лучше исправлять работу в первые несколько недель после ее завершения.

В этом уроке мы выполним следующее:
1. освоим метод нанесения нескольких тонких слоев лака.
2. научимся технике лакировки кистью, минимизируя следы мазков, которые могут быть видны на готовой работе.
3. достигнем яркого финального блеска, подобного многим картинам, выставленным в музеях, который иногда так и называется, «музейная отделка».

Дополнительные моменты, о которых нужно помнить при лакировке:

Используйте хорошую вентиляцию: Если вы обратили внимание, на фотографиях, использованных для этого урока, я работаю возле окна и использую вентилятор, чтобы воздух двигался. Лакировка по этому уроку может занять один-два дня, поэтому вы должны быть уверены, что ваше рабочее место хорошо проветрено, чтобы предотвратить концентрацию испарений.

Выбор кистей: Размер самой большой картины, которая будет лакироваться в этом уроке, 30,4 на 40,6 см и меньшей 10,1 на 15,2 см. Я выбираю хорошую кисть из щетины шириной 2,5 см. Для картин, размер которых превышает 30,4 на 40,6 см, вы должны использовать кисти шириной от 3.8 до 7,6 см. Не жалейте денег когда покупаете кисть для лакировки, за исключением, если вам по нраву вытаскивать щетинки из лака. Также, если вы используете кисть для лакировки, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ее для живописи, и, если кисть использовалась для живописи, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ее для лакировки. Покупайте такую лакировочную кисть, которую будете использовать только по назначению.

Даммарный лак от фирмы Winsow & Newton. Вам нужно разбавлять Даммарный лак на 50% скипидаром. Специальный растворитель или уайт-спирит не растворяет дамарский лак; должен быть чистый скипидар. Для этого урока я использовал даммарный лак фирмы Winsow & Newton (Winsor & Newton Damar Varnish), который уже разбавлен (50% лака, 50% чистого скипидара). Он готов к использованию из баночки без последующего разбавления. НЕ ВЗБАЛТЫВАЙТЕ вашу баночку лака, потому что могут появиться пузырьки воздуха, как раз то, что вам хотелось бы избежать.

Теперь мы готовы начать...

Шаг 1. заметки.

Перед началом работы приготовьте все материалы и инструменты.
Кусок полиэтилена
Бумажное полотенце
Кусок алюминиевой фольги
Кисть для лакировки
Чистый скипидар
Даммарный лак (производитель Winsor&Newton) (Winsor & Newton Damar Varnish)
Керамическая емкость (#1)
Керамическая емкость (#2)
Стеклянная емкость для дамарского лака
Стеклянный емкость для средства очистки кистей
Пинцет
Картина (-ны) без лакировки
Маленькая воронка (не показана)

Шаг 2. заметки.

Разогреть воду почти до кипения, налить горячей воды в первую керамическую чашу (пункт 7а).

"Будьте внимательны, чтобы не обжечься горячей водой".


Заполните керамическую емкость достаточным количеством воды, чтобы баночка Даммарного лака (пункт 6) в основном была погружена в воду. Пусть Дамар нагревается примерно 5-10 минут. Нагревание лака снизит его вязкость без необходимости добавления большего количества скипидара, что делает его легче применимым. Я рекомендую использовать керамическую чашу из-за свойства керамики сохранять жар – вам нужно сохранить Даммарный лак теплым, пока вы не закончили нанесение тонкого слоя лака на вашей картине (-ах).

Я видел в одном учебнике другой урок с использованием Winsor & Newton Damar Varnish , где процесс согревания, описанный мной, не используется. В этом учебнике Дамарский лак сливали прямо в горшок без согревания, а затем применяли непосредственно на холсте кистью. Процедура согревания, описанная в этом учебнике, достаточно распространено описывается в других учебниках по лакировке. Вместе с тем, надо заметить... есть некоторые предостережения: "лак легковоспламеняющийся, поэтому электро/отопительные устройства нагрева не рекомендуется использовать!" метод горячей воды общепринят, широко признан и безопасен.

Шаг 3. примечания.

Перед выниманием баночки лака, погруженной в первую керамическую ёмкость, залейте свежей горячей водой (не кипящей) вторую керамическую ёмкость. (пункт 7b)

"Будьте внимательны, чтобы не обжечься горячей водой"


Вставьте стеклянную банку (пункт 8) в керамическую ёмкость с горячей водой так, чтобы ее стеклянная поверхность стала достаточно скрыта водой.
Вы можете использовать другой вид контейнера чем использовал я, в той степени, пока банка укладывается в чашу для нагревания без горячей воды, и она имеет достаточно большую горловину, чтобы принять кисть для лакировки. (См. ниже фото: показана установка другого художника)

Установка, использованная Джейми Уильямс Гроссман
в своем учебнике "Как лакировать масляные картины".

Шаг 4. примечания.

Налейте прогретый Даммарный лак из банки (пункт 6) в стеклянную банку (пункт 8), которая находится в согревающей миске (пункт 7b)

"Заметьте, я держу в руках сосуд с лаком, покрыв его тканевой тряпкой. Запомните - эта банка находилась в горячей воде".

В этом уроке я использовал 75ml банку с Winsor & Newton Damar Varnish , и я налил приблизительно 37ml в стеклянную банку. Как правило, наливайте по крайней мере 1 / 2 Лака в вашу банку." Каждый раз, когда я добавляю в банку больше лака, я также заменяю горячую воду (шаг 2), и горячую воду в банке (шаг 3), чтобы поддерживать температуру лака. "

Шаг 5. примечания.

Окуните кисть (пункт 4) в нагретый Даммарный лак и слегка промакните каждую сторону о край стеклянной банки (пункт 8), чтобы удалить излишки Дамарского лака.

Если кисть перегружена Даммарным лаком, и вы начинаете работать ей на холсте, то вы можете создать лужу, и ваше покрытие, вероятно, будет очень толстым. С другой стороны, если вы отожмете с кисти слишком много лака, вы не получите достаточного количества, кисть иссякнет, прежде чем вы сможете провести ей один раз по холсту.

Шаг 6. заметки.

Используйте бумажные полотенца (пункт 2), коснитесь их кончиком кисти для удаления избытка Дамара с нее (пункт 4).
Кажется, что все это удаление избытка лака с кисти будет многовато, и останется слишком мало для покрытия холста. Наша цель во время шагов 5 и 6 - это удаление излишков лака и предотвращение уплотнения лака на холсте, и не допустить толстого покрытия лаком за один раз. В то же время нам нужно достаточно лака на кисти, чтобы не застыть на полпути при работе на холсте, когда ведем кистью от одной стороны картины к другой. Техника, описанная в этом учебнике, является техникой применения нескольких тонких слоев лака.

С уже небольшой практикой вы узнаете, как избыток Даммарного лака удалить с вашей кисти, чтобы предотвратить любую из этих ситуаций.

Шаг 7. заметки.

Перед тем как начать применять лак, позвольте мне объяснить процесс вкратце. Мы будем наносить сперва лак колонками (по вертикалям картины), а затем строками (по горизонталям живописи). Мы будем вести кисть с лаком по колонке сначала в одном направлении, то обратно по ней же в противоположном направлении. Как только мы охватываем таким образом всю картину, колонку за колонкой, смачивая кисть каждый раз, поворачиваем картину на 90 градусов и повторяем мазки кисти в том же ключе, но по горизонтали, строка за строкой, но на этот раз без смачивания кисти свежим лаком после каждого прохода.

Начните нанесение из одного из углов вашего холста, зафиксируйте кисть и одним длинным мазком по всей картине. Сделайте еще один длинный мазок кисти с одной стороны на другую сторону, а затем оставить его в покое. Не останавливайтесь на полпути. Не возвращайтесь, чтобы подправить какое-то неудовлетворительное место, за исключением проблем типа больших непрокрашенных площадей или пузырьков.

Напоминание: Даже если вы согрели Даммарный лак, вам нужно работать быстро, потому что нанесенный на холст Дамарский лак начнет застывать (схватываться) немедленно. Примерно через 10 минут лак практически высохнет.

Шаг 8. заметки.

После нового смачивания кисти лаком делаем еще один длинный мазок в противоположном направлении, прямо по вашему первому мазку. Так же как мы сделали с первым мазком, перемещайте кисть длинным мазком от одной стороны к другой стороне. (Примечание: Лакируя пейзаж, я всегда применяю первый мазок ровно по вертикали. Когда я поворачиваю картину чтобы пройтись по первому нанесенному слою лака, мне нравится двигать кисть горизонтально)

Шаг 9. заметки.

Хорошо будет сделать небольшую проверку после каждого движения вперед и назад кистью, чтобы оценить охват работы. Если вы увидели большие непокрытые области, после нанесения на картину, вы, вероятно, удалили много лака с кисти на этапах 5 и 6.

Однако, если все идет хорошо, станет видна разница, где покрытие нанесено на картину маслом. Обратите внимание, как цвета становятся яркими, как если бы они были только что нанесены краской. (см. п. 9 изображений)

Повторите шаги с 5 по 8, пока картина не будет полностью покрыта лаком. При нанесении новой строки нужно немного перекрыть новые мазки с предыдущими. Следующий шаг (10) является очень важным для выравнивания покрытия лаком, который вы только что применили.

Шаг 10. заметки.

Поверните картину так, чтобы работать на горизонтальной поверхности. Без смачивания кисти лаком ведите её с одного угла прямо через картину без остановки, а затем кистью назад по мазку в противоположном направлении. Повторяйте это, пока не пройдетесь по всей картине. Этот шаг поможет распространить Даммарный лак более равномерно по всей вашей картине.

Шаг 11. заметки.

В любой момент в ходе применения Даммарного лака вы можете найти куски и обломки, упавшие на холст. Используя пинцет, аккуратно удалите загрязнение, стараясь не задеть лак.

Шаг 12. заметки.

Как только вы закончите покрывать лаком вашу картину, поместите кисти в емкость со скипидаром. Это позволит сохранить лак на кисти в целости, пока вы ожидаете просыхания лакированной картины, чтобы продолжать наносить второй, третий слой лака.

Шаг 13. заметки.

Лак годен для многоразового использования, поэтому вы должны слить весь неиспользованный лак в исходную банку. Я рекомендую делать это между слоями лака. Рекомендуется просушить лак в течение минимум двух часов между слоями, хотя время может меняться в зависимости от температуры и влажности в вашем районе. Если лак липкий на ощупь, он не готов для второго или третьего покрытия. Проверьте лак нажатием пальца на краю холста, если видно свои отпечатки пальцев, то он еще не готов. В одном из источников, о которых я говорил, сказано ждать целый день между лакокрасочными покрытиями.

Если вы собираетесь применять два или более слоев лака, пожалуйста, перечитайте это руководство с самого начала, нанося каждый новый слой лака как если бы он был первым. Это значит вновь, начиная с шага 2.

Шаг 14. заметки.

Примерно после 10 минут лак должен быть достаточно липким, чтобы не стекать или сгущаться. Здесь Кейт подняла картину после того как сделала экспертизу лака. Вы можете увидеть проблемные пятна, поднеся картину к источнику света, посмотрев через поверхность холста почти на уровне глаз. Не прокрашенные пятна или неровные мазки будут очень заметны. Обследуйте картину, чтобы определиться, необходим ли другой слой лака. Если необходимо, нанесите второй / третий слой, чтобы исправить грубые районы, после того как они высохли. Не пытайтесь исправить районы сами по себе, а применяйте повторное покрытие. я обнаружил, что три слоя лака дают мне тот результат, к которому я стремился.

Примечание:

Здесь я лакировал другую картину. Мне удобнее иметь несколько готовых картин, перед началом их лакировки. Лакирование живописи в два/три слоя лака может занять от одного до двух дней, и поэтому удобнее лакировать несколько картин в одно время. Окончив лакировку одной картины, я перемещаюсь ко второй, и третьей, и так далее. А потом оставляю высыхать одновременно.


Byron Pickering и Kate Nelson

Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи. Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле). Выпускаются следующие виды лаков: - даммарный; - фисташковый; - акрил-фисташковый; - ретушный. Даммарный лак используется: - как добавка к краске; - как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак. Покрывные лаки. Фисташковый лак: - почти полностью бесцветен; - скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков. Данный лак появился ранее, чем акрил-фисташковый, и представляет собой 23-процентный раствор фисташковой смолы в пинене с добавлением уайт-спирита и бутилового спирта. По своим свойствам практически аналогичен акрил-фисташковому лаку, и на данный момент, так же редко встречается в магазинах. Акрил-фисташковый лак: - пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью; - по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного; - высыхает медленнее мастичного. Практически прозрачная жидкость представляющая собой раствор синтетической полибутилметакриловой и фисташковой смолы в пинене с добавлением бутилового спирта. Наиболее излюбленный лак у художников, пишущих светлые и холодные по тональности работы. Главный плюс акрил-фисташкового лака в прозрачности и эластичности лаковой пленки после высыхания. Еще недавно этот лак можно было встретить практически во всех крупных художественных салонах, но в последнее время достать акрил-фисташковый лак представляется довольно затруднительной задачей. Даммарный покрывной лак: - гигроскопичен, не защищает от влажности; - в условиях повышенной влажности мутнеет. Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно. Он встречается практически во всех художественных магазинах, и его вполне можно назвать традиционным. Густой глянцевый лак, слегка желтоватого тона, представляет собой 30-процентный раствор смолы даммары в пинене с добавлением этилового спирта. Улучшая оптические свойства красок, он придаст глубины вашим работам, рекомендуется он в первую очередь для картин теплого тона, поскольку с годами немного желтеет, но менее чем мастичный. Однако это не лучший вариант для хорошей живописи, так как в условиях повышенной влажности он мутнеет, при этом, не обеспечивая ей необходимой защиты. Зато к плюсам стоит отнести появление в последнее время даммарного лака с UV-фильтром. Ретушный лак: - применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев; - наносится кистью или тампоном. (Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.) Пихтовый лак: аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла). Акриловый лак: Акриловый лак может использоваться не только для финишного покрытия поверхности, но и в качестве грунтовки или для разбавления акриловых красок. Лак акриловый для масляной живописи на основе скипидара представляет собой прозрачную жидкость с небольшим желтоватым оттенком. Высыхает в течение 24 часов и образует прочную, эластичную, прозрачную пленку, нерастворимую в воде и большинстве растворителей. Лак универсален: он используется для разбавления масляных красок, а также является покрывным. Придает живописи яркость и блестящий вид. Применяется также для покрытия матовых красок с целью придания им шелковистого глянца и глубины. Акриловый лак на основе скипидара является прекрасной альтернативой используемым в масляной живописи классическим лакам, таким как даммарный или акрил-фисташковый. Акрил-стирольный лак: Лак акрил-стирольный для художественно-живописных работ применяется для финишного покрытия законченных произведений живописи. Может применяться для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. После высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов. Образует прозрачную глянцевую пленку. Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным, так как не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.

Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие - для укрепления живописного слоя, разжижающие - применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.

Выгорание красок на солнце

Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».

Подобная же участь постигнет и если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.

В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.

Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.

Кроме всего вышеперечисленного, могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.

Наследие прошедших веков

Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.

Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.

Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов

Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.

Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.

Изготовление лака своими руками

Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.

Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.

Рецепт, доступный каждому

Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.

Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.

Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.

Когда можно покрывать картину даммарным лаком?

Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?

Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.

В наши пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.

Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.

После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.

Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, - это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.

В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.

В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.