Общие положения о демонтаже строительных конструкций и оборудования. Демонтажные и монтажные работы при капитальном ремонте зданий общие сведения Технология демонтажных работ

Демонтажные работы характеризуются сравнительно большой сметной стоимостью и высокой трудоемкостью. Анализ смет объектов, на которых производился капитальный ремонт, показывает, что стоимость демонтажных работ составляет 3,1-10% общей стоимости, трудоемкость - 13...36%. Наиболее трудоемкими работами, требующими больших затрат ручного труда, являются уборка и транспортирование материалов от разборки и строительного мусора.

Поэтому организация демонтажных работ имеет свою специфику и технологическую последовательность. Это необходимо знать всем инженерно-техническим работникам, которые занимаются эксплуатацией, реконструкцией, текущим и капитальным ремонтами.
Работы по демонтажу строительных конструкций и инженерного оборудования, как правило, выполняются подрядными организациями по предварительно разработанным и утвержденным проектам производства работ (ППР). Для зданий и сооружений сложных в техническом отношении или разбираемых впервые ППР могут разрабатываться проектной организацией.

Без наличия утвержденной документации производство демонтажных работ запрещается.
Основанием для разработки ППР являются поэтажный инвентаризационный план (или поэтажный план, выполненный по результатам обмерных работ), карточка обследования здания или сооружения и ситуационный план подземных коммуникаций. ППР, как для здания или сооружения в отдельности, так и для объекта в целом, разрабатывается в соответствии с требованием нормативных документов. Он утверждается главным инженером подрядной организации и согласовывается с инженером по охране труда заказчика.
К ППР в обязательном порядке должна быть приложена справка с печатью и подписью главного инженера о том, что от здания или сооружения отключены все инженерные коммуникации (водопровод, канализация, теплосеть и т.п.). Без такой справки ППР является недействительным.

Демонтаж строительных конструкций и инженерного оборудования представляет собой сложный технологический процесс, состоящий из двух периодов: подготовительного и основного.
До начала подготовительного периода производитель работ должен получить всю проектно-сметную документацию: рабочие чертежи, смету, ППР, ситуационный план подземных коммуникаций и наряд-заказ на ведение демонтажных работ. Весь инженерно-технический персонал, бригадиры и рабочие должны быть ознакомлены с документацией и безопасными методами ведения работ. В этот период все жильцы и обслуживающий персонал должны быть выселены.

В подготовительный период выполняются следующие работы:

  • обследование зданий и сооружений , подлежащих демонтажу;
  • изучение и согласование условий выполнения работ;
  • разработка технологии демонтажных работ;
  • проверка отключения инженерных сетей, расположенных в зданиях и сооружениях;
  • подготовка подъездных путей:
  • доставка и установка лесов, подмостей, мусоропроводов, бункеров и другого оборудования для демонтажа конструкций и инженерного оборудования и вывоза материалов;
  • доставка и монтаж грузоподъемного оборудования;
  • подготовка оснастки для временного закрепления конструкций в ходе демонтажных работ;
  • прокладка и подключение временных инженерных сетей.

Основной период или собственно демонтажные работы включает три этапа:

  • на первом этапе выполняется демонтаж конструкций путем отделения их отдельных элементов друга от друга; снятия разделенных элементов и их осмотр, сортировка и укладка в штабеля; разрушение, разрыхление монолитных бетонных, железобетонных и каменных конструкций.
  • на втором этапе производится сортировка материалов после демонтажа конструкций и инженерного оборудования, погрузка и транспортирование их к местам для повторного использования или на свалку.
  • на третьем этапе осуществляется подготовка фронта для выполнения последующих строительно-монтажных работ.

Главная задача демонтажных работ заключается в удалении пришедших в негодность строительных конструкций и их элементов, узлов инженерного оборудования, а также в создании необходимого фронта работ для монтажа новых конструкций и оборудования. Производство демонтажных работ должно выполняться в пределах одной захватки (например, между лестничными клетками и т.п.). При этом необходимо строго соблюдать технологическую последовательность демонтажа конструкций и оборудования, обеспечивая безопасные условия производства работ и максимальное сохранение материалов от разборки, а также конструкций, смежных с разбираемыми.
К монтажу новых конструкций можно приступить только после окончания всего комплекса демонтажных работ на захватке.

Технология демонтажных работ для каменных зданий и сооружений имеет специфические особенности в зависимости от принятой схемы производства работ и типа применяемых машин и механизмов. Работы в этом случае могут выполняться по двум схемам:

  • первая схема предусматривает демонтаж конструкций сверху вниз - кровельное покрытие, крыша, перекрытия и т.д. Подача и удаление материалов осуществляется сверху в колодец, как правило, с помощью подъемно-транспортных механизмов (башенных кранов, переставных кранов и т.п.).
  • по второй схеме крыша сохраняется при выборочном ее ремонте. Подача и удаление материалов осуществляется через оконные проемы. В этом случае подъемные механизмы (подъемники и т.п.) используются как транспортные средства, а все строительно-монтажные работы выполняются вручную.
  • § 9.5. Технология реконструкции зданий с использованием безбалочной каркасной системы
  • График производства работ по устройству сборно-монолитных перекрытий
  • § 9.6. Реконструкция жилых зданий с применением встроенных монолитных систем
  • Графики производства работ по устройству монолитного перекрытия при использовании мягких (I) и жестких (II) режимов прогрева бетона
  • § 9.7. Надстройка зданий
  • § 9.8. Реконструкция жилых зданий с пристройкой объемов
  • Глава 10 технологии реконструкции малоэтажных зданий первых массовых серий
  • § 10.1. Зарубежный опыт реконструкции и модернизации жилых зданий
  • § 10.2. Общая характеристика малоэтажного жилого фонда рф
  • § 10.3. Конструктивно-технологические решения
  • Конструктивно-технологические решения реконструкции жилых зданий массовых серий Конструктивно-технологические решения реконструкции жилых зданий массовых серий
  • § 10.4. Надстройка мансардными этажами
  • Типы мансардных этажей
  • График производства работ по возведению мансардного этажа
  • График производства работ по возведению мансардного этажа
  • § 10.5. Пристройка лождий, эркеров и лифтовых шахт
  • Характеристика пристраиваемых объемных блоков
  • § 10.6. Индустриальные технологии надстройки и обстройки зданий из объемных блоков
  • Технические характеристики средств механизации
  • График производства работ по реконструкции жилого дома с обстройкой и 2-этажной надстройкой
  • Основные типы объемных блоков
  • § 10.7. Комплексная реконструкция зданий с пристройкой объемов и двухэтажной надстройкой
  • График производства работ по комплексной реконструкции 3-секционного жилого дома
  • § 10.8. Реконструкция малоэтажных домов с перепланировкой помещений
  • §10.9. Особенности производства работ при реконструкции жилых зданий без отселения жильцов
  • § 10.10. Технологии реконструкции зданий с уширением корпусов и надстройкой этажей
  • Наземная часть пристроек
  • Технологическая последовательность производства работ при реконструкции 5-секционного жилого дома серии I-515
  • Технико-экономические показатели
  • Глава II реконструкция 9-этажных жилых зданий
  • § 11.1. Конструктивно-технологические решения по реконструкции 9-этажных жилых зданий
  • § 11.2. Технологии надстройки зданий
  • § 11.3. Двухэтажная надстройка 9-этажных кирпичных зданий
  • § 11.4. Надстройка кирпичных и блочных зданий с использованием складывающегося рамного каркаса
  • Примерный график производства работ по надстройке 3-секционного жилого дома
  • § 11.5. Особенности надстройки зданий со скатной кровлей
  • § 11.6. Реконструкция жилых зданий с пристройкой объемов
  • § 11.7. Оценка инвестиционных проектов
  • Глава 12 технологии перемещения зданий
  • § 12.1. Общие положения
  • § 12.2. Технология передвижки зданий
  • Распределение затрат на передвижку зданий по видам работ, %
  • § 12.3. Основные положения по технологическим расчетам и подбору средств передвижки зданий
  • § 12.4. Опыт передвижки зданий в Москве
  • § 12.5. Совершенствование технологии передвижки зданий
  • § 12.6. Технология вертикального подъема зданий
  • § 12.7. Технологии исправления крена зданий
  • Глава 13 демонтаж и снос строений
  • § 13.1. Взрывной метод разрушения зданий
  • § 13.2. Поэлементная разборка зданий
  • § 13.3. Технология сноса крупнопанельных зданий
  • Перечень машин и оборудования
  • § 13.4. Оптимизация работы машин по демонтажу и разрушению зданий
  • § 13.5. Технология переработки продуктов разрушения
  • Глава 14 современные технологии реконструкции застройки городов
  • § 14.1. Характеристика застройки городов
  • § 14.2. Общие принципы реконструкции застройки
  • § 14.3. Инженерная подготовка производства
  • § 14.4. Внутриквартальные производственные базы
  • § 14.5. Технологические особенности возведения многоэтажных вставок
  • § 14.6. Возведение заглубленных сооружений с ограждением котлованов
  • § 14.7. Возведение подземных сооружений способом «стена в грунте»
  • § 14.8. Возведение заглубленных объектов по струйной технологии
  • § 14.9. Технологии возведения заглубленных частей зданий и сооружений в сложных инженерно-геологических условиях
  • § 14.10. Геотехническое сопровождение реконструкции зданий и застройки
  • Заключение
  • Список литературы
  • § 13.3. Технология сноса крупнопанельных зданий

    Технология демонтажа зданий методом разрушения базируется на использовании мощных экскаваторов, оснащенных многосекционными стрелами с гидроприводом и специальными рабочими органами, обеспечивающими механическое разрушение конструктивных элементов из кирпича, бетона и железобетона. Для производства работ используют экскаваторы Hitachi EX-400, Liebherr 942, обеспечивающие разрушение зданий высотой до 20 и глубиной до 3 м.

    Для поточного производства работ используется комплект машин, включающий автосамосвалы грузоподъемностью до 16,5 т, машинку для очистки канализационных сетей, топливозаправщик, водометную форсунку и шланги для мойки, очистки автосамосвалов и обеспыливания боя конструкций.

    В таблице 13.1 приведен перечень основных механизмов машин и оборудования для производства основных видов работ.

    Таблица 13.1

    Перечень машин и оборудования

    Наименование машин, механизмов и оборудования

    Тип, марка

    Техническая характеристика

    Назначение

    Количество на звено, шт.

    Экскаватор «LIEBHERR»

    Вылет стрелы - 20 м

    Объем ковша - 0,4 м 3

    Разрушение конструкций строения

    Экскаватор «Hitachi»

    Вылет стрелы - 11 м

    Объем ковша - 1 м 3

    Погрузка боя, дробление панелей

    Автосамосвалы

    Г/п - 16,5 т, объем к. - 9 м 3

    Вывоз строительного мусора

    По расчету

    Г/п - 13,5 т, объем к. - 8 м 3

    КАМАЗ 5511

    Г/п -13 т, объем к. - 6,6 м 3

    А/Ц машина для очистки канализационных сетей

    Тип КО-502Б

    Вместимость цист. - 5,4 м 3

    Произв. вод. насоса - 10 м 3 /ч

    Рабочее давление - 10 МПа

    Чиста радиатора экскаватора, мойка экскаватора и заправка водой пунктов мойки автомобилей

    Топливозаправщик

    Базовое шасси - ЗИЛ-433362

    Вместимость цист. - 6000 л

    Производительность - 400 л/м

    Заправка топливом экскаваторов

    Грузопассажирский подъемник

    Высота подъема до 20 м

    Транспортирование материалов разборки кровли и жилых помещений

    Для интенсификации процессов демонтажа используется совместная работа двух экскаваторов, один из которых осуществляет разрушение конструкций, а второй производит погрузку боя в автосамосвалы повышенной емкости кузова и грузоподъемности.

    До начала производства работ по разрушению здания оформляется весь комплект разрешительной документации, включающий требования по охране окружающей среды.

    При производстве работ соблюдаются требования СНиП «Техника безопасности в строительстве». Безопасность проведения работ обеспечивается: выбором рациональной технологической последовательности демонтажа в зависимости от степени стесненности объекта; подготовкой площадки строительства с выполнением всех мероприятий подготовительного периода; безопасными приемами выполнения рабочих операций; при постоянном контроле за ведением работ со стороны ответственного ИТР; удалением персонала и механизмов, не связанных с демонтажом, из опасной зоны.

    Перед началом работ рабочий персонал обязан пройти инструктаж по технике безопасности и медицинский осмотр.

    Площадка проведения работ должна быть огорожена и снабжена указателями.

    Технология и организация работ при разборке кровли и внутренней части крупнопанельных пятиэтажных домов

    Для получения материалов вторичной переработки организуются разборка кровли, внутренней части здания и подготовка его к разрушению. До начала работ по разборке здания выполняются следующие виды работ и мероприятия: демонтируется ограждение балконов с фасада здания в местах установки подъемников; устанавливается и закрепляется подъемник для перемещения демонтируемых материалов; производится приемка по акту безопасности и качества установки подъемника, на его соответствие техническим параметрам; производится проверка отключения всех коммуникаций от демонтируемого здания.

    Технология демонтажа кровельного покрытия представлена на рис. 13.4. Она включает нарезку и разделку гидроизоляционного ковра и его удаление с помощью тележек и подъемника с последующим снятием утеплителя и подачей в автосамосвалы.

    Рис . 13 .4 . Технологическая схема разборки кровельного покрытия

    Демонтаж кровли, включая утеплитель, производится посекционно от краев секции здания к месту установки подъемника. В пределах секции кровля режется на карты с размерами 1’0,5 м и удаляется вручную. По мере завершения выполнения работ по демонтажу кровли часть бригады переходит на демонтаж полов. Он осуществляется по схеме от дальних комнат к кухонному проему. По аналогичной схеме осуществляется демонтаж сантехоборудования, оконных и дверных блоков.

    После завершения работ на первой секции здания подъемник перемещается на следующую стоянку и цикл работ повторяется.

    Рис . 13 .5 . Схемы установки мачтового грузоподъемника (а ) и технологическая схема демонтажа сантехнического оборудования в секции жилого дома (б )

    Материалы разборки подаются с помощью подъемника и бункера в автосамосвал для последующих транспортировки и переработки (рис. 13.5).

    Используется комплексная бригада в составе 10-12 чел.

    Снос зданий методом механического разрушения

    В зависимости от положения объекта демонтажа относительно существующих зданий используется схема бокового или осевого движения экскаваторов. При боковой проходке (рис. 13.6) первоначально осуществляется разрушение торцевых наружных стеновых панелей по схеме «сверху вниз». Материалы демонтажа размещаются в непосредственной близости к осевой зоне здания. Затем производится разрушение несущих конструкций: перекрытий и внутренних стеновых панелей. Технологическая последовательность разрушения принимается таким образом, чтобы исключить потерю устойчивости отдельных элементов и их произвольное обрушение.

    Рис . 13 .6 . Технология демонтажа крупнопанельного 5-секционного жилого дома с боковой проходкой экскаватора Liebherr и погрузкой боя экскаватором Hitachi (фрагмент стройгенплана (а ) и схема разрушения дома с погрузкой боя (б ))

    Экскаватором Liebherr осуществляется разрушение конструкций 3-4 верхних этажей. Материалы демонтажа служат основанием для перемещения экскаватора Hitachi, который производит погрузку боя в самосвалы.

    Боковая проходка применяется в случаях, когда по условиям стройгенплана невозможно организовать кольцевую дорогу.

    Процесс погрузки боя начинается после разрушения одной секции дома, что составляет 3-4 ч работы экскаватора Liebherr. Для обеспечения более полной загрузки механизмов экскаваторомHitachi осуществляется кроме погрузки боя разрушение первого, цокольного этажей и подвальной части. Эти процессы совмещены с работой экскаватора Liebherr. Для повышения производительности работ по экскавации боя осуществляется дополнительное разрушение сборных элементов, что позволяет более полно использовать грузоподъемность автотранспортных средств.

    Технологическая последовательность разрушения конструкций элементов здания приведена на схемах, представленных на рис. 13.7.

    Рис . 13 .7 . Технологические этапы сноса крупнопанельного здания а - демонтаж торцевых наружных панелей; б - слом конструкции 1,2 и цокольного этажей; в - погрузка боя; г - очередность разрушения панелей наружных стен; д - то же, перекрытий и внутренних стен

    Она определяется с учетом конструктивных особенностей зданий и должна исключать потерю устойчивости и самопроизвольное падение конструкций.

    Совместная работа двух экскаваторов обеспечивает интенсивный процесс демонтажа надземной части зданий.

    Для разработки цокольной и подвальной частей используется экскаватор Hitachi. Им же осуществляется отрывка котлована под вновь возводимое здание.

    Более технологичной является схема осевой проходки экскаватора. Она обеспечивает непрерывный цикл разрушения этажей здания и погрузки боя, более рациональное использование автотранспортных средств (рис. 13.8). Данная схема производства работ позволяет снизить технологические перерывы в работе экскаваторов и транспортных средств. Кольцевая схема дорог снижает технологические простои самосвалов и обеспечивает более рациональную схему движения транспорта.

    Рис . 13 .8 . Технология демонтажа крупнопанельного 5-секционного жилого дома с осевой проходкой экскаватором Liebherr и погрузкой боя экскаватором Hitachi (фрагмент стройгенплана)

    Для оптимизации процессов разрабатываются технологические карты, включающие схемы производства работ, определение стоянок механизмов и продолжительности ведения работ. В технологических расчетах дается анализ себестоимости производства работ, который определяется как сумма эксплуатационных затрат на работу экскаваторов, транспортных средств, подъемников и зарплату рабочих, связанных с демонтажом внутреннего оборудования.

    Особое место отводится расчету транспортных средств, обеспечивающих непрерывную работу экскаваторов.

    Требуемое число транспортных средств определяется по зависимости гдеt п - время погрузки транспортной единицы с учетом продолжительности маневров; L -дальность транспортировки боя конструкции; v cp - средняя скорость движения; t p - время разгрузки.

    При движении автотранспортных средств в условиях города определяется оптимальный маршрут, а также учитываются статистические данные по напряженности или загрузке этого маршрута в разное время суток. Эти данные позволяют более точно определить среднюю скорость движения и, соответственно, количество транспортных средств.

    Продолжительность погрузки одного самосвала определяется по нормативным данным с учетом массы боя конструкций, грузоподъемности автосамосвала и эксплуатационной производительности экскаватора t n = Н в 60М б п , где Н в - норма времени экскаватора на погрузку; М б - средняя масса боя, загруженного в автосамосвал; Е п - норма времени, маш.-ч, на погрузку 10 т боя.

    В зависимости от крупности разрушения сборных элементов коэффициент использования самосвала по грузоподъемности колеблется в пределах 0,6-0,8. С учетом случайных параметров скорости движения и коэффициента по грузоподъемности, число автомобилей принимается таким образом, чтобы образовалась некоторая очередь под погрузку. Это обстоятельство является необходимым условием непрерывной работы экскаваторов и является фактором, снижающим себестоимость работ.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    В настоящее время в связи с переходом страны к свободной рыночной экономике есть все основания считать, что перепрофилирование нерентабельных производств, а также реализация природоохранных проектов в первую очередь будут связаны с реконструкцией объектов различных отраслей экономики и социальной сферы. Переустройство зданий и сооружений с целью частичного или полного изменения функционального назначения, установки нового эффективного оборудования, улучшения застройки территорий, приведения в соответствие с современными возросшими нормативными требованиями - это есть реконструкция строительных объектов. Переустройство включает перепланировку и увеличение высоты помещений, усиление, частичную разборку и замену конструкций, а также надстройку, пристройку и улучшение фасадов зданий. Учитывая, что при реконструкции капитальные вложения существенно меньше, а окупаемость в 2-2,5 раза выше, чем при новом строительстве, в ближайшие годы доля капитальных вложений в реконструкцию будет увеличиваться.

    Серьезные трудности часто возникают при определении места рациональной установки грузоподъемных механизмов в монтажной зоне, а также в связи с необходимостью обеспечения минимума остановки работы предприятий и учреждений, эксплуатации жилищного фонда.

    Поэтому необходимо применение специальных методов усиления, разборки, монтажа конструкций, исключающих полностью или сводящих к минимуму остановку эксплуатации реконструируемых объектов.

    Работы по реконструкции зданий и сооружений отличаются повышенной по сравнению с новым строительством трудоемкостью на 25-30%, а по отдельным переделам на 50-100%.

    С другой стороны, общие затраты времени на реконструкцию в 1,5-2 раза меньше, чем на новое строительство. Это способствует быстрейшему вводу производственных мощностей, жилых и общественных зданий - ускорению решения экономических, социально-бытовых и градостроительных задач.

    1. Особенности технологии организации строительных работ при реконструкции зданий и сооружений

    реконструкция здание демонтаж колонна

    Техническая необходимость реконструкции вызвана ускоренным моральным и физическим износом оборудования и технологий. По оценкам специалистов срок морального износа оборудования в условиях научно-технической революции составляет 7-8 лет, а эксплуатация зданий и сооружений в нормальных условиях горячих цехов - 40-60 лет. Таким образом, промышленные здания в период эксплуатации должны претерпевать 5-8-кратное обновление технического оборудования, которое в большинстве случаев вызывает изменение объемно-планировочного решения цехов. Поэтому появляется необходимость выполнения комплекса работ по восстановлению несущей способности конструкций.

    Экономическая эффективность капитальных вложений в реконструкцию значительно выше, чем в новое строительство, так как при реконструкции предполагается только частичное переустройство сооружений, поэтому величина вложений меньше, чем при новом строительстве, а сроки окупаемости значительно меньше: за счет сроков создания мощностей и периода их освоения.

    Технология и организация строительного производства при реконструкции зданий и сооружений имеет ряд особенностей по сравнению с новым строительством:

    при реконструкции более актуальными становятся вопросы однородности, рассредоточенности и мелкообъемности выполняемых работ;

    выполняются работы, не присущие новому строительству (разрушение или демонтаж конструкций, их усиление, замена отдельных конструктивных элементов и т.д.);

    работы при реконструкции зданий и сооружений всегда ведутся в стесненных условиях, что оказывает существенное влияние на общую схему организации и технологии производства.

    Кроме того, при реконструкции действующих предприятий, учреждений, жилых комплексов производство строительно-монтажных работ (СМР) связано во времени и в пространстве с технологической деятельностью реконструируемого объекта и выполняется в условиях сложившегося генплана промышленного предприятия, городской застройки.

    Все что усложняет технологию, затрудняет применение оптимальных комплексов машин и предъявляет особые требования к охране труда.

    Высокая плотность застройки территории предприятия, учреждения н жилого квартала создаст стесненные условия, затрудняющие или делающие невозможным рациональное складирование материалов, укрупнительную сборку и применение прогрессивных методов монтажа, не позволяет использовать типовые технологические карты и индустриальные методы производства работ.

    Одним из важнейших факторов, определяющих выбор методов производства работ и средств механизации, является стесненность объекта. Различают внешнюю и внутреннюю стесненности.

    Внешняя стесненность - определяется ограничением габаритов рабочих зон и проездов строительных машин и препятствиями на территории площадки.

    Внутренняя стесненность - обусловлена наличием во внутриобъектном пространстве препятствий в виде существующих строительных конструкций, станков, технологического оборудования.

    При реконструкции СМР разделяют на два вида: внутриплощадочные и внутриобъектные.

    Внутриплощадочные работы - строительство на территории действующего предприятия, городского квартала новых зданий и сооружений, прокладка инженерных коммуникаций, относящихся к комплексу реконструкции и имеющих самостоятельное значение.

    Внутриобъектные работы - работы, выполняемые внутри действующих цехов промышленных предприятий и объектов городского хозяйства: усиление несущих конструкций зданий, смена покрытий, сооружение фундаментов под технологическое оборудование, демонтаж конструкций.

    Промежуточные положения - работы по надстройке существующих корпусов или пристройка, к ним новых площадей.

    Все работы по реконструкции требуют тщательной проработки проекта производства работ (ППР) и должны учитывать конкретные условия данного реконструируемого объекта. Особенно тщательной проработки требуют мероприятия, связанные с разборкой и демонтажем реконструируемого здания или сооружения (фундаменты, стены, перекрытия), так как проведение этих работ связано с повышенной опасностью травматизма, со сложностью механизации работ и их организацией.

    Обязательное требование при составлении ППР на реконструкцию - согласование с соответствующими службами предприятия, городского хозяйства при разработке совместных мероприятий по производству работ строительной организацией и эксплуатационщиками.

    1.1 Организация рабочих мест при реконструкции

    Основные требования к организации рабочих мест заключаются в том, чтобы все необходимые орудия и средства труда находились в зоне, позволяющей использовать их с минимумом рабочих движений. Зона работ должна иметь ограждения, а работающие в ней должны быть обеспечены защитными и предохранительными устройствами и приспособлениями.

    При производстве СМР на реконструируемых объектах, где полностью или частично должны быть сохранены существующие строительные конструкции, технологическое или специальное оборудование и инженерные коммуникации, необходим специфический подход к организации рабочих мест. Различают свободные и стесненные рабочие места.

    Работа в стесненных условиях требует постоянного повышенного внимания всех участников процесса, дополнительных физических затрат, связанных с осторожностью перемещения конструкций и многократным манипулированием, что, естественно, снижает производительность труда. Чем меньше по площади рабочее место, тем в большей степени наблюдается снижение производительности.

    Так при монтаже-демонтаже балки пролетом L возможны варианты организации рабочего места монтажников, которые влияют на производительность труда рабочих (рис. 1.1)

    Рис. 1.1 - Схемы организации рабочего места каменщиков

    Подобная картина наблюдается и при производстве каменных работ (рис. 1.2).

    Вопросы технологии и организации труда на СМР подробно рассматриваются в технологических картах, которые составляют основу ППР и в картах организации трудовых процессов. Технологическая карта монтажно-демонтажных работ состоит из таких пяти разделов, как:

    область применения карты и связь монтажно-демонтажных работ с другими технологическими процессами;

    монтаж-демонтаж конструкции: операции с описанием технологии выполнения каждой с рекомендациями по организации рабочего места, а также перечень необходимых строительных машин, механизмов, инструмента, приспособления и такелажной оснастки;

    пооперационный график выполнения процесса;

    расчет материально-технических ресурсов;

    производственная калькуляция затрат.

    Кроме технологических карт для рациональной организации каждого процесса разрабатываются карты организации трудовых процессов, которые состоят из трех разделов:

    области применения карты;

    сведений о составе работ с подробным описанием всего комплекса операций, составе бригады, организации рабочего места, а также пооперационного графика выполнения работ;

    описания приемов труда, способов и последовательности производства рабочих операций.

    На действующих предприятиях с руководством согласовывается производство работ вблизи технологического оборудования и -энергетических магистралей. Затем проверяют «вписываемость» строительных машин или агрегатов во внутренние габариты. На основании полученных результатов принимают технологию работ, проектируют рабочие места и рассчитывают все технологические параметры участка работ (захватки, проезды, проходы и т.п.)

    1.2 Типы пролетов, возводимых при реконструкции одноэтажного промышленного здании

    Реконструируемые цеха расположены в непосредственной близости от действующих цехов и технологически взаимосвязаны с ними системами инженерного обеспечения. Стесненность городских территорий создает большие неудобства для производства монтажных работ.

    В связи с ограниченной доступностью к реконструируемым пролетам иногда приходится транспортировать строительные конструкции через пролеты с действующим производством.

    Особенности объемно-планировочных решений при реконструкции вызваны необходимостью и характером сопряжений пристраиваемых или реконструируемых пролетов с существующими пролетами цеха.

    По характеру сопряжения с существующими реконструируемые пролеты мoгyт быть следующие.

    Пристраиваемые пролеты - устраиваются с целью увеличения производственной площади реконструируемых пролетов путем их удлинения или расширения.

    Встраиваемые пролеты - устраиваются с целью замены морально или физически устаревших (фронтальные, торцовые, угловые, замкнутые).

    Соединительные пролеты - устраиваются с целью блокирования существующих цехов

    Объемлющие пролеты - пролеты, размеры которых в плане полностью перекрывают существующие параметры цеха, подлежащие полной или частичной разборке вследствие морального или физического износа конструкций.

    По степени внутренней стесненности площади реконструируемого пролета существующими искусственными сооружениями пролетов могут быть: свободными, ограниченно доступными и недоступными.

    Свободными являются пролеты, не имеющие на своей площади искусственных сооружений, а также пролеты, внутренняя стесненность которых не накладывает никаких ограничений на организацию монтажного процесса (транспортировка, сборка конструкций и т.п.).

    К ограниченно доступным отнесены пролеты, внутренняя стесненность которых накладывает ряд ограничений на организацию монтажного процесса и требует дополнительных затрат на обеспечение перемещения монтажных кранов внутри реконструируемого пролета.

    К недоступным относятся пролеты, внутри которых организация монтажного процесса технически невозможна или экономически нецелесообразна.

    Выбор той или иной схемы примыкания предопределяется рядом факторов:

    размерами пролетов и наличием свободной площади;

    возможностью восприятия существующими конструкциями дополнительных нагрузок от вновь возводимых пролетов;

    целесообразностью усиления существующих колонн и фундаментов под них;

    возможностью ограничения работы реконструируемого цеха на время производства монтажных работ.

    По схеме а производят примыкание путем усиления существующих колонн сохраняемого пролета. В этом случае необходимо усиление или замена существующих фундаментов.

    По схеме б предусматривается установка дополнительных колонн непосредственно уже существующих. При этом требуется усиление и полная замена существующих фундаментов. Недостаток - более сложный способ монтажа колонн и демонтажа стеновых панелей.

    По схеме в (пролет-вставка) наиболее благоприятные условия для производства монтажных работ и обеспечения бесперебойной работы реконструируемого цеха. Ширина пролета 3-6 м. Перекрытие пролета возможно выполнить двумя вариантами: применение в основном пролете консольных стропильных ферм или использование мелкоразмерных балок для перекрытия пролета-вставки.

    Эффективность сопряжения по схеме г (пролет-вставка) зависит от технологических требований: ширины пролета, количества этажей, нагрузки на междуэтажные перекрытия и др.

    1.3 Реконструкция жилых и гражданских зданий

    Проекты реконструкции и капитального ремонта жилых и гражданских зданий должны быть увязаны с архитектурно-художественным решением жилой застройки, квартала, микрорайона или с проектами их реконструкции.

    В цокольных и первых этажах реконструируемых зданий могут размещаться предприятия и учреждения общественного значения (магазины, ремонтные мастерские, предприятия общественного питания, домовые кухни, парикмахерские, юридические и нотариальные конторы, офисные помещения и т.д.).

    На вышерасположенных этажах в жилых домах застройки 60-х годов прошлого века предполагается улучшение планировки и потребительских качеств квартир. В реконструируемых домах возможны надстройки, пристройки и возведение секций вставок, превращения в ширококорпусные, возведение мансардных этажей.

    2. Методы производства монтажных и демонтажных работ при реконструкции

    2.1 Проект производства работ на демонтажно-монтажные работы при реконструкции

    Разборку каркасов реконструируемых промышленных зданий можно производить обрушением, поэлементно и укрупненными блоками. Способ сборки определяют на стадии разработки ППР с учетом конкретной объектной ситуации. На выбор способа оказывает влияние ряд факторов:

    общий объем демонтажных работ;

    вид демонтируемых конструкций и их масса;

    техническое состояние конструкций;

    необходимость и возможность их повторного использования;

    характер внешней и внутренней стесненности демонтируемого участка и др.

    Обрушение конструкций следует применять в исключительных случаях, когда их техническое состояние не позволяет произвести поэлементную разборку. Последующая разборка и вывоз обрушенных конструкций представляет значительную трудность, обрушенные конструкции становятся непригодными для повторного использования и, кроме того, этот метод небезопасен для сохраняемых пролетов и конструкций

    Очередность демонтажа конструкций при поэлементном способе разборки следует принимать по схеме передачи нагрузок на конструкции каркаса демонтируемого здания. Для каждого объекта необходимо разрабатывать индивидуальную схему передачи нагрузок с учетом конкретных особенностей объемно-планировочных решений, а также технического состояния конструкций. Схема передачи нагрузок для определения очередности демонтажа конструкций многоэтажного каркасно-панельного здания приведена на рис. 2.1. В проекте производства работ по демонтажу конструкций необходимо предусматривать такую последовательность технологических операций, как:

    подготовка конструкций к демонтажу (временное раскрепление, усиление и т.п.);

    строповка конструкций и прикрепление оттяжек;

    легкое натяжение (выбор слабины) стропа;

    отсоединение опорных узлов;

    подъем конструкции, вывод в свободное пространство, опускание на площадку складирования или транспортное средство;

    временное закрепление демонтируемой конструкции (при необходимости);

    расстроповка

    В связи с тем, что строповочные приспособления в демонтируемых конструкциях, как правило, повреждены, сильно коррелированны или отсутствуют, для каждой из них необходимо разрабатывать индивидуальные способы строповки.

    Выбор способа отсоединения опорных узлов демонтируемых конструкций зависит от вида соединения и его технического состояния и указывается в ППР.

    Состав и порядок разработки, согласования ППР демонтажных работ такой, как и монтажных работ.

    Специфика заключается в необходимости учета повышенной опасности работ, вызванной следующими причинами:

    Зачастую демонтажу подлежат здания, по которым не сохранились рабочие чертежи;

    Демонтируемые конструкции физически изношены, а установить полную картину степени износа не всегда возможно;

    Узлы сопряжения конструкций сильно загрязнены, покрыты коррозией;

    Демонтируемые конструкции, как правило, сопряжены с сохраняемыми и поэтому нарушение связей может повлечь за собой изменение пространственной схемы работы каркаса здания;

    Демонтаж конструкций в некоторых случаях приходится производить действующим или остановленным технологическим оборудование.

    Для разработки ППР на демонтажные работы, кроме установленных документов, необходимо иметь акт технического обследования конструкций здания. Техническое обследование осуществляет комиссия в составе представителей монтажной, генподрядной и проектной организации, предприятия и организации, разрабатывающей ППР. Акт должен содержать графический и описательный материал, характеризующий:

    конструктивную схему здания, шаг колонн, высоту конструкций и т.д.;

    систему передачи нагрузок от одних элементов другим и систему связей, обеспечивающих пространственную устойчивость здания;

    состояние конструкций и их элементов (коррозия, трещины и т.д.);

    вид соединений конструкций между собой (болтовое, сварное) и их техническое состояние (возможность разъединения или необходимости резки);

    наличие и состояние связевых элементов;

    материал стенового ограждения, конструкцию соединения стен с элементами каркаса и способ передачи нагрузок;

    наличие и конструкцию элементов, соединяющих демонтируемые конструкции с сохраняемыми.

    На стройгенплане демонтажа дополнительно указывают места складирования демонтируемых конструкций, способ нагрузки их в транспортные средства, способы и средства удаления строительного мусора.

    Если демонтажные работы осуществляют без остановки производства, го в ППР наряду с разработкой специальных мер по охране труда требуется также разработка решений по защите технологического оборудования и систем инженерного обеспечения цеха от возможного повреждения.

    2.2 Демонтаж ограждающих конструкций

    Демонтаж наружных стеновых панелей в зависимости от характера реконструкции производят полностью участками сверху вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей. Работы ведут в следующем порядке:

    Разбивают монолитный шов по контуру панели (используя отбойные молотки);

    Строят эти панели при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 2.2);

    Кран натягивает стропы и удерживает их в таком положении, пока с помощью газорезки срезают закладные детали, крепящие панель к колоннам;

    Для предотвращения внезапного отклонения панели в сторону по окончанию резки ее удерживают расчалками;

    Освобожденную панель укладывают в транспортное средство для вывоза. К особому виду работ по сложности условий производства следует отнести работы по замене конструкций реконструируемого здания. Как правило, эти работы осуществляют без остановки производства или с частичной непродолжительной остановкой, что ограничивает возможность применения современных монтажных кранов и традиционных методов производства работ.

    Рис. 2.2 - Схема приспособления для демонтажа стеновых панелей: 1 - панель; 2 - двухветвевой строп; 3 - скобы; 4 - фиксирующий палец

    2.3 Демонтаж колонн

    Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия (т.е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки). Временные стойки подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов (рис. 2.3).

    Наиболее распространенный метод демонтажа - метод поворота вокруг шарнира (возникает необходимость убрать часть существующих колонн, оставляя неизменными конструкции покрытия). Конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонн (рис. 2.4).

    Рис. 2.4 - Схема демонтажа железобетонной колонны методом поворота вокруг шарнира: 1 - демонтируемая колонна, 2 - полиспаст; 3 - опорный столик; 4 - поворотный шарнир

    Демонтажу железобетонных колонн предшествует комплекс подготовительных работ:

    устройство бетонных фундаментов под временные опоры;

    усиление элементов стропильных ферм;

    установка вертикальных связей по колоннам в каждом температурном блоке;

    демонтаж и перенос существующих коммуникаций;

    снятие подкрановых балок, опирающихся на демонтируемую колонну.

    Работы по установке временных опор производят в такой последовательности:

    осуществляют подъем и установку временных (обычно трубчатых) опор с помощью лебедки (1,5-3,0 т);

    поддомкрачивают временную опору, с тем, чтобы опорная часть опоры дошла до опорного столика;

    опорную часть временной опоры крепят к опорному столику болтами.

    После подведения временных опор, кислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от металлических закладных деталей убираемой железобетонной колонны.

    Затем осуществляют передачу нагрузки от ферм на каждую временную опору путем одновременного поддомкрачивания их до образования зазора 3 - 5 мм между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны.

    Работы по демонтажу колонн ведутся в следующей последовательности:

    Закрепляют поворотный шарнир на колонне, подлежащей демонтажу. Верхнюю и нижнюю обоймы шарнира закрепляют соответственно выше и ниже места разрушения;

    Закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой ниже центра тяжести колонны.

    Рубят бетон оголовка (600 мм) и ню колонны между обоймами поворотного шарнира (400 мм).

    Опускают колонну включением в работу верхнего полиспаста, а после 30° наклона нижнего.

    2.4 Демонтаж покрытий

    В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные: и подвижные); установки мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); самоходные стреловые и башенные краны (которые могут работать над крайними пролетами, если есть возможность устанавливать краны с внешней стороны). Остальные можно использовать для ведения работ как в крайних, так и в средних пролетах. В некоторых случаях могут использоваться вертолеты.

    1. Стационарные и самоходные кабельные краны. При помощи стационарных кабельных кранов (рис. 2.5), устанавливаемых над пролетами цехов, можно демонтировать и устанавливать конструкции практически в любой точке перекрытия. Однако зона действия этих кранов в горизонтальной плоскости весьма ограничена. Более рационально использование передвижного кабельного крана на базе самоходного, параметры которого выбирают в зависимости от длины пролета и требуемой грузоподъемности.

    Рис. 2.5 - Замена покрытия цеха с помощью самоходного кабельного крана: 1 - барабан лебедки; 2 - стреловой кран; 3 - ванты; 4- А образные пилоны; 5 - полиспаст; 6 - грузовая тележка; 7 - крюковая подвеска; 8 - тяговые канаты; 9 - грузовые канаты; 10 - несущий кран; 11 - механизм подъема груза; 12 - грузовая лебедка; 13 - горизонтальные распорки; 14 - монтируемые и демонтируемые плиты

    Работа по замене плит покрытия ведется в следующей последовательности:

    Застропив плиту покрытия, выбирают спабину стропа и разрезают узлы сопряжения со стропильной фермой газорезкой;

    Плиты поднимают и транспортируют к месту пакетирования, затем их грузят на транспортные средства;

    На освободившееся место подают пакет плит, предназначенных к установке;

    Готовят на несущей конструкции (ферме) места опирания для новых плит, устанавливают эти плиты и закрепляют;

    Кабельный кран перемещают на другую стоянку.

    Замена конструкций вертолетом (рис. 2.6) - целесообразна при небольшом числе подъемов в том случае, когда зона монтажа находится на значительном удалении от наружных граней, и использовать другие механизмы не предоставляется возможным.

    3.1 Общие положения

    Технологическая карта на работы по реконструкции должна состоять из таких основных разделов, как:

    Область применения;

    Технология и организация реконструктивного процесса;

    Технико-экономические показатели;

    Материально-технические ресурсы.

    Технологическая карта начинается с указания области применения, т.е. с пояснения, для каких конструкций и при каких условиях реконструктивного процесса она предназначена.

    Второй раздел технологической карты самый емкий и может состоять из ряда подразделов. В нем должны быть указания по подготовке объекта к реконструкции; схема организации рабочей зоны при реконструкции объекта с размещением всех агрегатов и материалов, источников и сетей электро-, водо- и теплоснабжения, необходимых для производства работ; указаны состав бригад и звеньев, калькуляция затрат и график производства работ, приведены указания по осуществлению контроля и оценке качества, а так же мероприятия по охране труда и технике безопасности.

    В третьем разделе карты приводятся затраты труда на весь объем работ и на принятую единицу измерения, человеко-дней, а также затраты машиносмен на объем работ и на единицу измерения, выработка на одного рабочего в смену в физическом выражении и стоимость работ по реконструкции.

    В четвертом разделе технологической карты приводится потребность и материально-технических ресурсах, необходимых для выполнения предусмотренного картой реконструктивного процесса.

    Работы по ремонту и усилению строительных конструкций необходимо труда в строительстве, а также СП 12-132-99. Макеты стандартов предприятий по безопасности труда для организаций строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

    Заключение

    Реконструкция зданий и сооружений является сложной многоплановой проблемой. Ее решение в каждом конкретном случае требует учета социальных, экономических, эстетических, технических и ресурсных аспектов. Объемы реконструкции будут и дальше возрастать, что в первую очередь обусловлено дефицитом земли, ресурсов, недостаточно эффективным использованием эксплуатируемых площадей в производственной сфере, повышением требований к комфортности жилья и др.

    Новые, более сложные и объемные задачи требуют дальнейшего совершенствования реконструкции зданий и сооружений. Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования технологии реконструкции:

    Разработка новых, более тонких методов диагностики состояния конструкций на основе использования современных высокочувствительных приборов, средств автоматизации процесса обследований и обработки получаемых результатов измерений;

    Использование современных методов расчета, строго учитывающих закономерности деформирования материалов при соответствующих режимах и видах воздействий, особенности пространственной работы зданий в целом и отдельно конструктивных элементов в их составе, реальных граничных условий, деформированной схемы и других факторов;

    Внедрение эффективных конструктивных решений на базе использования традиционных для строительства материалов - железобетона, кирпича, металла и др.

    Применение конструкций из новых материалов, в первую очередь, стеклопластиков и полимербетонов;

    Разработка новых методов усиления и восстановления эксплуатационной надежности конструкции.

    Развитие данного направления в основном идет по пути использования металла и железобетона, но с применением предварительного напряжения, расширяющихся цементов, шприц-бетона, торкретирования и других эффективных конструктивно-технологических решений и приемов;

    Разработка и внедрение в практику прогрессивных технологий на базе индустриальных методов и средств автоматизации, усовершенствованной структуры парка машин и механизмов и их качественного состава, оптимального объединения строительных машин, средств малой механизации и автотранспорта. Совершенствование существующих и создание новых специальных средств механизации и автоматизации для работы в стесненных условиях;

    Разработка эффективных форм экономического стимулирования, путей сокращения инвестиционного цикла, предложений по переориентации участников строительного комплекса на конечные результаты, готовую строительную продукцию, обеспечению единства строительных площадок и предприятий производственной базы как специальных переделов строительного цикла.

    Развитие перечисленных выше и других направлений будет способствовать дальнейшему повышению эффективности реконструкции, успешному решению важнейших народнохозяйственных и социальных задач.

    Список использованной литературы

    1. Технология реконструкции зданий и сооружений: Учеб. пособие / В.В. Кочерженко, В.М. Лебедев - М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2007. -224с.

    2. Технология возведения зданий и сооружений: Учеб. пособие / В.В. Кочерженко, В.М. Лебедев. - Белгород: Изд-во БелГТАСМ

    3. Технология возведения зданий и сооружений: Учеб. пособие для вузов / В.И. Теличенко, А.А. Ланидус, О.М. Терентьев и др. - М.: Высшая школа, 2001.-320 с.

    4. Дикман Л.Г. Организация, планирование и управление строительным производством. М: Стройиздат, 1982.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Этапы подготовки к реконструкции: натурное обследование, проверочный расчет строительных конструкций. Эксплуатационные требования к проектируемым зданиям. Описание методов по сохранению исторических зданий и рассмотрение примера по их реконструкции.

      реферат , добавлен 30.10.2011

      Порядок усиления конструкций покрытий одноэтажных промышленных зданий. Этапы проведения опалубочных работ. Исправление дефектов конструкций зданий индустриального строительства. Окраска поверхностей водными, масляными и синтетическими составами.

      контрольная работа , добавлен 21.06.2009

      Разработка проекта производства работ на комплекс работ по демонтажу конструкций зданий. Обоснование решений по производству работ. Технологические карты на разборку кровли, стропильной системы, перекрытий, кирпичных стен, ленточного фундамента.

      курсовая работа , добавлен 29.03.2013

      Определение возможности реконструкции подвального помещения под мастерскую по ремонту техники, выявление недостатков конструкций. Существующее подвальное помещение эксплуатировалось как складские помещения магазинов, расположенных на первом этаже здания.

      контрольная работа , добавлен 15.12.2010

      Производство работ по каменной кладке сборных железобетонных конструкций. Анализ геодезического обеспечения строительно-монтажных работ, выбор монтажного крана. Осуществление расчетов: потребность в воде, временные склады, строительно-монтажные работы.

      дипломная работа , добавлен 24.12.2011

      Объемно-планировочное и конструктивное решения, теплотехнический расчет реконструкции здания. Расчёты столбчатого фундамента и несущих конструкций покрытий. Калькуляция трудозатрат, стройгенплан на ведение строительных работ, календарный план выполнения.

      дипломная работа , добавлен 10.04.2017

      Обследование технического состояния строительных конструкций является самостоятельным направлением строительной деятельности. Оно занимается обеспечением эксплуатационной надежности зданий и разработкой проектной документации по реконструкции зданий.

      контрольная работа , добавлен 21.01.2009

      Характеристика основных этапов работ по обследованию конструкций, зданий и сооружений. Составление инженерно-технического отчета. Используемые приборы при обследовании. Обследование железобетонных плит и ригелей. Формирование цены в ООО "Реконструкция".

      отчет по практике , добавлен 19.10.2011

      Определение значения монтажных работ в технологическом процессе строительства. Понятие монтажной технологичности, этапы подготовки строительных конструкций к монтажу. Изучение классификации методов монтажа и описание технических средств его обеспечения.

      реферат , добавлен 15.10.2014

      Определение общего состояния строительных конструкций зданий и сооружений. Визуально-инструментальное обследование, инженерно-геологические изыскания. Определение физико-химических характеристик материалов конструкций. Диагностики несущих конструкций.

    ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ НА ДЕМОНТАЖ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА
    (ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ)

    Раздел I . ОБЩИЕ ДАННЫЕ

    Схемы выполнены на демонтаж производственного корпуса Т1 в осях 1-7 ¸ J-N.

    Демонтируемый участок производственного корпуса представляет собой одноэтажное каркасное здание размером 36 ´ 24 м в плане, и высотой 10,8 м внутри здания.

    Каркас здания выполнен из железобетонных конструкций: колонны высотой 10,8 м сечением 800 ´ 400 мм расположены с шагом 12 ´ 18 м; фермы имеют пролет 18 м и высоту 3 м; плиты покрытия ребристые, двух типоразмеров 12 ´ 3 м и 12 ´ 1,5 м.

    Ограждающие конструкции - стеновые панели (высотой - 1,0; 1,2; 1,8 м) длиной 6 м и толщиной 300 мм. Фахверковые колонны железобетонные, сечением 300 ´ 400 мм. В осях 7 ¸ J-М участок стены толщ. 250 мм до отм. 6,6 м выполнен из силикатного кирпича.

    Между колоннами в продольном направлении на отметке 8,0 м расположены горизонтальные связи представляющие собой жесткую пространственную металлическую конструкцию. В осях 1, 4, 7 ¸ J-L расположены вертикальные связи, представляющие собой жесткую пространственную металлическую конструкцию.

    Внутри корпуса на отм. 7,2 м по железобетонным колоннам в продольном направлении расположены металлические балки путей мостового крана.

    Демонтируемый участок корпуса Т1 со стороны оси 7 ¸ М-N примыкает к корпусу Т2, а со стороны оси 7 ¸ J- N к корпусу подлежащему демонтажу.

    Для выполнения работ по демонтажу элементов каркаса предусматривается использовать в качестве грузоподъемного механизма - кран на гусеничном ходу РДК-250 (стрела - 25,3 м; жесткий гусек - 5 м), а в качестве средств подмащивания - автовышки АГП-18.04. Допускается использование других механизмов с аналогичными грузовысотными характеристиками.

    К работам по демонтажу производственного корпуса Т1 в осях 1-7 ¸ J-N разрешается приступать только после выполнения работ по монтажу новых вертикальных связей в корпусе Т1, которые предусмотрены проектом взамен демонтируемых.

    Демонтированные конструкции вывозятся с захваток на внутриплощадочную площадку для складирования спецавтотранспортом (панелевозы, шаланды).

    Раздел II . ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    Установить на кровле корпуса Т1 по осям 1-7 ¸ J, N после демонтажа конструкций защитное ограждение по ГОСТ 12.4.059-89 .

    Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.

    При выполнении работ газопламенным способом необходимо выполнять следующие требования безопасности:

    Газовые баллоны надлежит хранить и применять в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ;

    Баллоны должны быть установлены вертикально и закреплены в специальных стойках;

    Во время работы расстояние от горелок (по горизонтали) до групп баллонов с газом должно быть не менее 10 м, до газопроводов и резинотканевых рукавов 3 м, до отдельных баллонов 5 м;

    Газовые баллоны должны быть предохранены от ударов и действий прямых солнечных лучей;

    При хранении баллонов на открытых площадках навесы, защищающие их от воздействия осадков и прямых солнечных лучей, должны быть выполнены из негорючих материалов;

    По окончании работы баллоны с газом должны размещаться в специально отведенном для хранения баллонов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц;

    Пустые баллоны следует хранить раздельно от баллонов, наполненных газом;

    Газовые баллоны разрешается перевозить, хранить, выдавать и получать только лицам, прошедшим обучение по обращению с ними и имеющим соответствующее удостоверение.

    Запрещается держать в непосредственной близости от места производства работ с применением горелок легковоспламеняющиеся и огнеопасные материалы.

    Противопожарное оборудование должно содержаться в исправном, работоспособном состоянии. Проходы к противопожарному оборудованию должны быть всегда свободны и обозначены соответствующими знаками.

    При производстве демонтажных работ соблюдать требования:

    Демонтаж стеновых панелей в/о 1 J-N

    Демонтаж конструкций каркаса в/о 1-4 ¸ L-N
    (плит покрытия; горизонтальных связей; балок мостового крана; фахверковой колонны)



    Демонтаж фермы в/о 1-4 ¸ L и колонны 1 L

    Таблица масс элементов конструкций

    Наименование

    Вес элемента, т

    ПС-1,0 ´ 6

    Панель стеновая (1000 ´ 6000 ´ 300 мм)

    ПС-1,2 ´ 6

    Таблица грузозахватных приспособлений, оснастки, инструментов

    Наименование

    Ед. изм.

    Кол-во

    Строп 4-х ветвевой, РД 10-33-93 , 4СК2-10; L = 6,0 м (с уравнительными блоками)

    шт.

    Строп 2-х ветвевой -"- 2СК-12.5; L = 6,0 м

    Строп облегченный -"- СКК-2,0; L = 2 м

    СКК-3,2; L = 3 м

    L = 5 м

    СКК-5,0; L = 3 м

    СКК-10; L = 2 м

    Кувалда (легкая)

    Молоток

    Монтажный лом

    Щетка с ручкой

    Зубило (удлиненное)

    Газовый пост (для срезки крепежа)

    комплект

    Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

    Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

    Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
    Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

    Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

    Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

    Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

    Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

    В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

    В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

    Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

    Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


    В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

    Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

    Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

    Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

    Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

    Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

    Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

    Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

    Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

    Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
    Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

    При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

    При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
    Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

    Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

    В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


    Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

    • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
    • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
    • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
    • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
    • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

    Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

    Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

    Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

    При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
    на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

    Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
    Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

    Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

    Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

    В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

    Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.